Памятка готовящемуся к Исповеди

Исповедь является завершением Таинства Покаяния. Истинное покаяние состоит из следующих ступеней:

  • Сознание своих грехов. Для этого нужно припомнить свои грехи и познать степень их тяжести.
  • Сокрушение, или печаль о совершённых грехах, что приводит кающегося в страх и трепет перед правосудием Божиим.
  • Решимость избежать греха, бороться с ним.
  • Исповедь, или свободное признание отцу духовному во всех содеянных грехах с верою в милосердие Божие, надеждою на полное очищение исповеданных грехов и что грехи эти на суде Божием не будут более вменяться нам в вину.

Грех – это не отдельные поступки, а болезнь, лишающая человека источника истинной жизни. Мы исповедуемся не столько для того, чтобы избежать наказания, сколько чтобы излечиться от грехов, избавиться от их повторения. Поэтому человек, не стремящийся узнать, что есть грех, скрывающий или умаляющий на исповеди свои грехи, не имеющий решимости их оставить – подобен больному, который, придя в лечебницу, скрывает от доктора свою болезнь. Разница только в том, что от доктора можно скрыть болезнь, а от Бога всевидящего скрыть грех никак нельзя.
Таинство Покаяния установил Господь Иисус Христос, дав апостолам и их преемникам, пастырям церкви, власть прощать или не прощать грехи. При этом всегда нужно помнить, что священник является свидетелем нашего покаяния, а исповедуемся мы Самому Христу Спасителю, Который невидимо предстоит, приемля наше исповедание. Все ли грехи прощаются христианину в таинстве Покаяния? Все без исключения. Если же Спаситель сказал, что хула на Духа Святого не отпустится человеку ни в этом веке, ни в будущем, то под этой хулой понимается такое ожесточение во зле, которое исключает возможность покаяния.
Подготовка к исповеди.
Каждый православный христианин приступает к Таинству Покаяния начиная с семилетнего возраста. Как правильно подготовиться к исповеди? Прежде необходимо примириться со всеми, кого вы обидели и простить всех, кто обидел вас ибо, по словам Господа, «если не будете прощать людям согрешений их, то Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Поэтому непримирившийся напрасно будет каяться: не примет Господь ни его исповеди, ни молитв. Если по дальности расстояния невозможно помириться лично, напишите письмо, простите сердцем, помолитесь за обидевших вас. А если на ваше «прости» вам отказывают в примирении? Попросите прощения ещё раз, со смирением, и, если ничего не помогает, идите с миром. Бог судья тому человеку, вам остается только молиться за него.
Пример построения Исповеди по десяти заповедям:

  1. Первая заповедь: Я Господь Бог твой, и да не будет у тебя других богов, кроме меня. Подумай: других богов ты не знаешь, кроме Бога истинного; но действительно ли ты не любишь никого и ничего больше, чем Бога, никого более Бога не чтишь и не слушаешь, относишься к Богу с полным доверием, не роптал никогда на Бога и пр.?
  2. Вторая заповедь: Не делай изображений чего-либо, что на небе, что на земле или что в воде, не поклоняйся и не служи им. Ты не кланяешься идолам? Но не служишь ли ты более мамоне (т.е. богатству), чем Богу? Своему чреву, своему самолюбию, своей гордости, любостяжанию, объядению, пьянству, сильным мира сего до забвения Бога и т.д.?
  3. Третья заповедь: Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. Не употребляешь ли имя Божие то и дело в шуточных разговорах и вообще без всякого благоговения? Не осеняшь ли себя крестным знамением безо всякой мысли о распятом за нас Господе, кое-как и иногда шутя? Не молишься ли Богу одними устами — холодно, разсеянно, а не сердцем и всею душою?
  4. Четвертая заповедь: Помни день субботний, чтобы святить его. Трудись шесть дней, седьмой же день отдай Господу Богу твоему. Как ты проводишь праздничные дни? Не имеешь ли привычки работать по праздникам? Но в праздники мало того, что не надо работать, а и проводить их в святости следует, в богомыслии, в чтении слова Божия и духовных книг, в молитве, в творении милостыни, в посещениях больных и облегчении их участи и т.п. Соблюдаешь ли все это?
  5. Пятая заповедь: Почитай отца твоего и матерь твою, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить. Здесь всю свою семейную жизнь припомни: с родителями, братьями, детьми как ты обращался и обращаешься? Затем к общественной и церковной жизни перейди: насколько ты исправен в отбывании государственных повинностей, начальству благопокорен, духовным отцам предан, в отношении к крестному отцу и матери и крестникам своим исполняешь ли свои обязанности? Не виновен ли ты еще в чем против этой заповеди?
  6. Шестая заповедь: Не убий. Тяжкий грех – вольное убийство, в том числе и убийство нерожденного младенца (аборт). Повинны и те, кто подталкивал к убийству словом или делом. «Но я никого не убил», думаете вы. Да, пусть вы никого не убили, но разве только делом можно убить человека? Бывает и слово клеветы, осуждения, ненависти и презрения хуже ножа. Можно сделаться убийцей другого и таким образом: человек истаивает в нужде, мучится, рвется изо всех сил, и даже больной идет на работу; ты бы мог помочь ему, но не помог, а он от этого умер. Кто его убийца? По закону совести ты виноват в его смерти. Ты должен был если не сам, то людьми помочь ему — и он жил бы еще. Итак, если ты не оказал сострадания несчастному, не утешил печальных, не помог ближнему, не наставил на путь истины и добра заблуждающихся, не отвратил от соблазна, а может быть и сам погубил чью-либо душу грехом соблазна, то ты без сомнения, к великому несчастью, виновен и против 6-й заповеди закона Божия, запрещающей убийство. В чем же ты согрешил против нее?
  7. Седьмая заповедь: Не прелюбодействуй. Эта заповедь запрещает вообще всякую плотскую нечистоту. Сюда же относятся: разные игры и шутки нескромные, непристойные песни, душевредное чтение, страсть к нарядам и театральным зрелищам, и пр.
  8. Восьмая заповедь: Не укради. Ты не считаешь себя похитителем? Это так. Но и всякий обман, подлог, утайка — тоже воровство. Знаешь ли ты это? К разряду воров должны быть отнесены и все, кто так или иначе живет за чужой счет, нищие по ремеслу, люди промышляющие всякой легкой наживой, немилосердные, ростовщики, скупцы всех родов и видов, расточительные домохозяева, разоряющие через это свои семьи и т.д. Не виновен ли ты в чем?
  9. Девятая заповедь. Не лжесвидетельствуй на своего ближнего. Кто из нас не сказал ни разу лишнего слова про другого? А двоедушие? Сплетни? Пересуды? В чем ты нарушил эту заповедь?
  10. Десятая заповедь. Не пожелай жены ближнего твоего… ничего, что принадлежит ближнему твоему. И против 10-й заповеди кто из нас чист? Кто чужд зависти? В чем ты согрешил против этой заповеди?

Не имеешь ли еще каких грехов, не упомянутых здесь?
Чтобы стыд и страх не отвлекали вас от искренней исповеди, помните:

  • вы каетесь Богу, а не священнику;
  • священник, как и всякий человек, имеет свои грехи; выслушивая грехи другого, он вздыхает о своих грехах;
  • всё, что открывается на исповеди, останется тайною навсегда.

Нужно твердо помнить, что после каждой исповеди христианин должен нравственно улучшаться.
Обрядовый порядок.
Исповедь совершается в храме утром, перед началом Божественной литургии. Можно также исповедаться и за вечерним богослужением. По особым причинам и в нужде возможна исповедь вне храма.
Вначале совершающий исповедь священник читает общие молитвы, а затем исповедует отдельно каждого из пришедших. Дождавшись своей очереди, следует прежде всего правильно перекреститься, затем совершить земной поклон, затем исповедающийся подходит к священнику, стоящему у аналоя (высокого наклонного столика, на котором находятся Крест и Евангелие). Крест и Евангелие при исповеди означают присутствующего тут Самого Иисуса Христа, Который в Евангелии призывает нас к покаянию, а на Кресте пострадал за наши грехи.
По окончании исповеди кающийся наклоняет голову, священник накрывает его епитрахилью (часть облачения священнослужителя) и читает разрешительную молитву: «Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо, вся согрешения твоя». Возложение епитрахили на кающегося означает возвращение ему милости Божией. Самое важное священнодействие – чтение священником разрешительной молитвы над главой кающегося: именно в это время он получает отпущение грехов от Самого Бога. Осознавая важность и спасительность совершённого Таинства, далее нужно благоговейно перекреститься, поцеловать лежащие на аналое Крест и Евангелие и взять благословение у священника.